Быстроходная паровая турбоустановка для АЭС в комплекте с генератором мощностью 1200 мегаватт – еще одна уникальная технология в нашем портфеле. «Силовые машины» - единственная компания в мире, достигшая мощности 1200 МВт в быстроходном исполнении. Это позволяет предлагать для атомной энергетики более компактное и экономичное решение, чем у зарубежных производителей. Этим оборудованием оснащен самый мощный в России и первый в мире энергоблок поколения «3+» Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградская АЭС-2.
В 2018 году «Силовые машины» объявили о разработке собственной технологии изготовления газовых турбин мощностью 65 МВт и 170 МВт в рамках программы модернизации тепловых электростанций в России. Возобновление производства газотурбинных установок – знаковый проект не только для компании, но и для всей страны.
Компания реализует проект при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в целях обеспечения энергетической и технологической независимости государства. Для реализации этой задачи было воссоздано конструкторское бюро, в настоящее время головные образцы газотурбинных установок ГТЭ-65 F-класса и ГТЭ-170 E-класса находятся в производстве. Компания также развивает технологии водородной энергетики и работает над созданием газовой турбины, способной работать на метан-водородных смесях.
Мы реализуем комплексные проекты для судостроительной отрасли страны, в том числе для атомного ледокольного флота.
Первый в мире атомный ледокол «Ленин» был оснащен нашими гребными электрическими двигателями. Впоследствии ими была оснащена и самая крупная советская серия атомных ледоколов проекта 10520, головной из которых – «Арктика» – стал первым в истории судном, достигшим Северного полюса. Сегодня научные и производственные возможности «Силовых машин», а также собственная испытательная площадка позволяют реализовывать комплексные проекты для судостроительной отрасли России.
«Силовые машины» изготовили и поставили основное энергетическое оборудование для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС - десять гидротурбин с гидрогенераторами мощностью по 640 МВт и системы возбуждения к ним. В настоящее время крупнейшая в стране гидроэлектростанция оснащена новым, современным оборудованием, обладающим улучшенными рабочими характеристиками и соответствующим всем требованиям надежности и безопасности. Срок службы новых агрегатов увеличен до 40 лет, при этом максимальный КПД гидротурбины составляет 96,6%. Особое внимание уделено безопасности эксплуатации нового оборудования.
Предприятия, входящие в «Силовые машины», стояли у истоков создания и бурного роста российской энергетики. Здесь были разработаны первые серии российского турбинного и генераторного оборудования, рождались оригинальные технологии, которые сейчас широко применяются и в мировой энергетике. Благодаря знанию особенностей практически всех энергетических объектов в России, мы предлагаем клиентам самые эффективные и оптимальные решения.
Система предиктивной диагностики – новый, передовой продукт, разработанный нашей командой. Разработка позволяет на ранних стадиях выявлять неполадки, локализовать и тем самым обеспечивать надёжность и эффективность генерирующего оборудования. Система предиктивной диагностики дает возможность вывести на новый уровень не только управление надежностью стратегически важных активов – генерирующего оборудования, но и управление эффективностью работы станции в целом. Системой предиктивной диагностики мы планируем оснащать всё техническое оборудование, которое выпускаем.
«Силовые машины» - поставщик большого спектра энергетического и электротехнического оборудования для горной техники. Мы производим тяговые электроприводы для карьерных автосамосвалов БЕЛАЗ, электрические двигатели, машины постоянного тока и комплектные электроприводы для карьерных экскаваторов. Всё наше оборудование имеет высокую надежность за счет применения современной элементной базы.
Кейс комплексного сервисного обслуживания паровой турбины Т-80/104-85 ст.№3 Читинской ТЭЦ-1
Читинская ТЭЦ-1 — крупнейшая в Забайкалье электростанция. Обеспечивает электроснабжение г.Чита и выдачу электроэнергии в общую сеть по линиям 220/110 кВ. Является основным теплоисточником (80%) г.Читы.
Что входит в КСО паровой турбины Т-80/104-85 Читинской ТЭЦ-1:
- дистанционные консультации заказчика по работе Оборудования;
- работы по диагностике и обследованию Оборудования(перечень необходимых программ формируется после изучения ремонтной и эксплуатационной документации; работы выполняются при их необходимости);
- оказание услуг по шефнадзору и шефналадке Оборудования в период выполнения капитальных, средних и текущих ремонтов Оборудования;
- услуги по удаленному мониторингу (предиктивной диагностике) за работой Оборудования;
- формирования склада запасных частей (аварийный запас), поставка запасных частей для пополнения склада запасных частей, поставка запасных частей для сверхтиповых работ, необходимых для выполнения работ и оказания услуг по Договору;
- выполнение работ по капитальным, средним и текущим ремонтам Оборудования, силами компании-партнёра;
- гарантийные обязательства.
Договор КСО между Силовыми машинами и ПАО «ТГК-14»рассчитан на 6 лет. В рамках выполнения работ по капитальному, среднему и текущему ремонтам Силовым машинам необходимо выполнить: два капитальных, один средний и четыре текущих ремонта паровой турбины Т-80/104-85 ст.№3.
На дату публикации статьи в рамках исполнения Договора КСО оказаны дистанционные услуги, выполнены работы по проектированию перепускных трубопроводов ВД, ведутся работы по капитальному ремонту паровой турбины.
Подготовка к капитальному ремонту
Перед началом работ по первому капитальному ремонту паровой турбины Т-80/104-85 ст.№3 представители Силовых машин провели технический аудит паровой турбины,включающий в себя: ознакомление с местом и условиями проведения работ, ознакомление с ремонтной и эксплуатационной документаций, составления перечня необходимой для ремонта оснастки и приспособлений, предоставляемых Заказчиком на Объекте. Это позволило точно определить объём типовых и сверхтиповых работ для формирования ведомости объёмов работ.
Работы по формированию перечня запасных частей велись на стадии согласования и подписания Сторонами Договора КСО. Поставка запасных частей для капитального ремонта осуществлялась по другому договору.
Ход первого капитального ремонта
В рамках капитального ремонта были выполнены работы по дефектации и ремонту паровой турбины с заменой изношенных деталей оборудования, исправлением реакции опор по ЦВД, исправлением центровки роторов, балансировке роторов ВД и НД на тихоходном станке, райберовкой полумуфт РВД-РНД и РНД-РГ (ещё предстоит выполнить).
Финальный этап — участие наших специалистов в пусковых операциях и балансировке валопровода (при необходимости).
Гарантии
После ввода оборудования в эксплуатацию и подписания акта выполненных работ начинается гарантийный период (12 месяцев).
Если в течение гарантийного периода у заказчика возникнут не штатные проблемы с эксплуатацией оборудования, связанные с оказанными Силовыми машинами услугами и выполненными работами, — Силовые машины обеспечат оперативное реагирование и устранение причин.
Ближайшая перспектива по исполнению Договора КСО
На конец 2025 года намечена поставка автоматизированной системы мониторинга и предиктивной диагностики (АСМПД) с вводом АСМПД в работу в первом квартале 2026 года.
На первый квартал 2026 запланировано заключение спецификации к Договору на поставку запасных частей для формирования склада запасных частей (аварийный запас). На сегодняшний день перечень запасных частей согласовывается Сторонами.
Глеб Зольников, директор по продажам дивизиона сервиса АО «Силовые машины»: «В энергетике любые простои оборудования напрямую отражаются на эффективности и экономике предприятия. С 2023 года мы активно развиваем направление комплексного сервисного обслуживания и уже видим серьёзный интерес со стороны заказчиков. Это неудивительно — рынок стремится к комплексным решениям, прозрачности и предсказуемости. Сейчас у нас в работе восемь проектов КСО — все разные по задачам, но объединены единым подходом к эффективности и качеству. Читинская площадка стала для нас пилотным проектом и примером того, как КСО работает в полном объёме».
Дмитрий Андреев, главный инженер филиала «Читинская генерация» ПАО «ТГК-14»: «В целом взаимодействие с «Силовыми машинами» оцениваем положительно. Возникающие рабочие вопросы решаются оперативно, коммуникация выстроена конструктивно. Решение о заключении договора КСО принималось с целью выстроить прямое взаимодействие с заводом-изготовителем и протестировать формат сервисной поддержки на примере одной турбины. Такой подход позволяет оценить эффективность сервисной модели на практике и понять, насколько она соответствует нашим эксплуатационным условиям.
Одним из ключевых преимуществ КСО считаем наличие квалифицированного персонала со стороны завода, что особенно важно с учётом общей нехватки ремонтных кадров по отрасли. При этом вопросы мобилизации бригад требуют предварительного планирования: обычно для организации работ необходимо предусмотреть период в 2–3 недели, чтобы субподрядные организации могли скорректировать графики и ресурсы. Отдельно отмечу шеф-инженера, который ранее участвовал в реконструкции первой турбины в 2019 году — специалист компетентный, хорошо ориентируется в технических деталях, что помогает оперативно решать возникающие коллизии.
При планировании и проведении плановых ремонтов мы используем рекомендации специалистов «Силовых машин» и «Ремэкса». Они участвуют в формировании ведомостей объёмов работ, дефектации и согласовании объёмов капитальных и текущих ремонтов. Были отдельные случаи, когда часть работ по капитальному ремонту не была включена в первоначальный объём, и эти задачи выполнялись собственным персоналом станции. В таких ситуациях вопросы решаются в рабочем порядке, с участием шеф-инженеров и приёмкой выполненных работ.
Вопросы по ведению ремонтной документации остаются актуальными: видим потенциал для перехода к более современному, цифровому формату. Это повысит прозрачность, снизит риски потери информации при смене подрядчиков и улучшит контроль за историей ремонтов.
В целом, взаимодействие в рамках КСО показало себя стабильным и конструктивным. Модель требует дальнейшей отладки организационных процессов, но уже сейчас обеспечивает более высокий уровень управляемости и технической поддержки при эксплуатации турбинного оборудования».
Заключение
Комплексный подход к сервисному обслуживанию Оборудования позволяет не просто ремонтировать, а реально продлевать ресурс оборудования и повышать надежность оборудования.
Об итогах ремонта генератора Т3ФГ-160-2МУ3 (ст.№11) Калиниградской ТЭЦ-2 расскажет главный инженер Сергей Кузнецов.
В рамках проекта проведены замена крайних пакетов сердечника и обмотки статора, балансировка ротора, а также восстановление работоспособности и повышение надёжности турбогенератора.
Сотрудничество на перспективу
Важно, что проект укрепил планы будущего сотрудничества, уже готовится долгосрочный сервисный договор. Заказчик заинтересован в расширении диагностики, в том числе установку предиктивной системы и это тот вектор, в котором мы хотим активно развиваться вместе.
Сергей Кузнецов: «Мы планируем заключить с вами долгосрочный сервисный договор — не только ремонт, но и на диагностику. Вопрос предиктивной диагностики для нас актуален. Сейчас используем систему мониторинга ЧРов, но хотим двигаться в сторону комплексной диагностики генераторов и турбин».
Интеграция предиктивных решений в систему ТОиР — следующий логичный шаг, особенно в регионах с ограниченной логистикой.
Впереди у нас с коллегами переклиновка генератора №10, а также большая программа по замене обмотки всех трёх генераторов второго блока в 2026 году. Мы воспринимаем это как кредит доверия и одновременно как обязательство.
Качество — на высоте, но есть над чем работать
Главное, что мы услышали — это признание качества выполненных работ. Несмотря на возникшие сложности, все технические решения были реализованы на высоком уровне.
Сергей Кузнецов: «Качеством ремонта довольны. Вы единственные, кто мог выполнить такой ремонт в условиях станции. Подготовили оснастку для опрессовки железа и заменили крайние пакеты на месте. Это первый опыт для генераторов данного типа — и он оказался успешным. Калининградская область — не тот регион, из которого можно легко вывезти и завезти крупное оборудование. Это время на транспортировку, время на монтаж».
Проект действительно был нестандартным — требовалось заменить повреждённые пакеты активной стали после аварии, не демонтируя генератор (для обеспечения доступа к месту работ при замене крайних пакетов он был частично разобран). Мы разработали специальную оснастку и реализовали проект в условиях ограниченного пространства и жёсткого регламента безопасности.
Коллеги справедливо отметили, что были задержки по срокам. Причины понятны: объём работ в процессе вырос, и до начала проекта это сложно было предугадать. Мы учтем этот опыт при реализации совместных проектов в дальнейшем.
Сергей Кузнецов: «Да, были шероховатости — не уложились в сроки из-за дополнительных объемов работ. Надо понимать, что в процессе работы объём задач вырос. В частности, пришлось дополнительно проводить очистку генератора. Мы учимся, и вы учитесь — это нормальный процесс на таких проектах».
Отдельно хотим поблагодарить за честную оценку нашего взаимодействия с персоналом станции. Отмечено, что наши специалисты обладают высокой квалификацией, при этом координация работ на станции требует дополнительного внимания. Мы учли это и всегда готовы договариваться и идти на встречу заказчикам.
Вывод
Опыт показывает: Ремонты — это не только про восстановление работоспособности оборудования. Это про обучение, адаптацию и развитие. Мы благодарим коллег за открытую, конструктивную обратную связь. Она помогает нам становиться сильнее — как команде, как производственному предприятию и как партнёру, на которого можно положиться.
для профессионального и личного развития